Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум

Этика охоты

Охотничья этика — это специфические нравственные требования, которыми обязан руководствоваться человек с ружьем перед лицом природы.

Главное состоит в безусловном соблюдении закона об охране природы, правил охоты, положений Устава союза обществ охотников, в активном участии в работе по сохранению, воспроизводству и рациональному использованию дичи как одного из видов природных богатств. Но охотничья этика не сводится только к этому, ее содержание шире и объемнее. Она включает в себя весь неписаный кодекс норм поведения, моральных обязанностей охотника по отношению к другим охотникам, к охотничьей фауне, природе в целом. Можно сказать, что этика охотника — это такие правила поведения, которые стали его внутренним убеждением и соблюдаются не из страха наказания, а как требования совести, долга, чести, независимо от того, видит нас кто-нибудь или нет, есть ли рядом другие люди или ты с природой один на один.

Охота способствует разностороннему развитию человека, его физическому и нравственному совершенствованию, развивает наблюдательность, выносливость, бережливость по отношению к природе. Качества, прививаемые охотой, полезны каждому, но следует иметь в виду, что охота — спорт смелых, а охотник — закаленный и тренированный человек, знаток родного края.

В представлении людей, ни разу не бывавших на охоте, не понимающих и не знающих ее целей и задач, возникает кажущееся противоречие между охотой и охраной природы.

Есть люди, и их немало, которым кажется, что поскольку охотник стреляет не.в воздух, а в дичь, то он таким образом изымает из природы какую-то часть ее богатств. Антиохотники считают, что именно охотник является главным нарушителем и противником принципов охраны природы; по их мнению, охота аморальна, а охотники и браконьеры — это одно и то же, все они стремятся урвать от природы побольше, не дав ей взамен ничего.

Голоса, призывающие закрыть охоту на вечные времена, раздаются до сих пор.

Такой взгляд принес природе и охоте немало вреда.

В действительности нравственно зрелый, умелый, культурный охотник не расхищает природные ресурсы, а в строго определенные сроки, строго определенными методами “собирает полученный урожай”. Охотник больше всех заинтересован в активной охране и воспроизводстве животного мира. Ведь чтобы добыть трофей, о котором мечтает всякий охотник, нужно создать и поддерживать обилие дичи в угодьях.

Для успешного выполнения этой задачи в охотничьих хозяйствах ежегодно проводится широкий комплекс биотехнических мероприятий: улучшение кормовых, гнездовых и защитных условий для дичи, регулярный учет численности основных видов животных, на основании которого нормируется их отстрел.

В целях обогащения охотничьих угодий проводится отлов и расселение полезных диких животных.

Наряду с перечисленными мероприятиями создаются зоны покоя, благоприятствующие размножению дичи, организуются воспроизводственные участки, где всякая охота запрещена.

Должна усиливаться охрана диких зверей и птиц, должна проводиться активная борьба с браконьерством, которое, к сожалению, наносит немалый ущерб охотничьему хозяйству.

Обратимся теперь к другой стороне охоты. Охота, если можно так выразиться, — наиболее интимная форма общения человека с природой.

Охотник зачастую оказывается с природой наедине и при том с оружием в руках. В таких условиях единственным критерием правильности его поведения является его собственная совесть.

Как бы ни были несправедливы ошибочные размышления противников охоты, они тем не менее заставляют задуматься, заново осознать, сколь важно охотнику воспитать в себе обостренное, безошибочное нравственное чутье, потому что на охоте очень тонка та грань, за которой здоровый азарт превращается в потребительство, в победу инстинктов над разумом. Поэтому только честному, порядочному человеку может быть доверено оружие.

В Будапеште проходила Всемирная охотничья выставка. Лейтмотивом ее были слова: “Если бы не было охотников, едва ли до наших дней сохранились бы дикие животные”. Это утверждение звучит как парадокс, но оно полностью соответствует действительности. Кто как не охотник заботится о дичи. Охотник ее кормит в трудное время года, охраняет, создает благоприятные условия для размножения. Настоящий, культурный охотник отстреливает лишь разрешенную к добыче дичь, которая размножилась при его содействии. Значительно больше дичи уничтожается вредными хищниками и браконьерами.

Охотничья этика провозглашает следующие основные правила поведения охотника:
Долг трудоучастия, в любой форме, неотделим от права на охоту.

Взял от природы — отдай сторицей. Этика предписывает твердо знать и строжайше соблюдать правила охоты, не допускать нарушения этих правил другими лицами, вести решительную борьбу с браконьерами, быть корректным, вежливым в обращении со своими коллегами по охоте.

Нельзя считать культурным того охотника, который позволяет себе, например, стрелять уток весной в период гнездования или стрелять животных, попавших в беду, рыбу на нересте и т.д.

Охотник должен метко стрелять, иначе он будет делать промахи или калечить дичь, подранок — это брак в работе охотника.

Охотник, стреляющий лосиху, идущую с лосенком, олениху с олененком, самку кабана с поросятами допускает грубейшее нарушение охотничьей этики.
Неэтично также стрелять зайца на лежке и “хлопунцов”, бегущих тетеревов, куропаток и других птиц. Нельзя стрелять не целясь по стае уток или взлетевшему выводку тетеревов. Следует выцеливать птицу, летящую в конце стаи, и ни под каким видом не “старку” (матку), изображающую себя раненой, чтобы отвлечь опасность от своих птенцов.

Важно знать и признанные в охотничьей среде правила хорошего тона — то, что называется этикетом.

Охотничий этикет запрещает отстрел тонного зверя из-под чужой собаки. Если же зверь из-под этой собаки добыт, надо найти владельца собаки и отдать ему добычу.

При движении тонного зверя к линии стрелков считается некорректным, если один из них, заведомо зная, что зверь приближается к соседнему номеру, стреляет.

Охотник, отстрелявший зверя, никогда не кричит своим коллегам по охоте “убил”, а непременно — “готов” или “дошел”; при охоте на пернатую дичь применяется термин “взял”, а не “убил”.

При расстановке охотников по номерам не допускаются никакие споры с руководителем охоты.

При распределении номеров лучшие номера получают гости; номера, более близкие к имеющемуся транспорту, предоставляют пожилым охотникам, которым трудно передвигаться на большие расстояния, особенно по глубокому снегу.

Некорректным поступком считается стрельба по дичи на расстояние “вне выстрела”, даже если охотник и попал в дичь, он ее всего лишь ранил.

Каждый охотник несет перед своими товарищами по охоте определенную моральную ответственность за раненого, не добытого зверя. Он обязан вместе с охотником, хорошо знающим местность, не ранее чем через 0,5 ч после ранения пойти на “добор” раненого животного. Если зверь ранен, а собаки, притравленной к зверю, нет, один или два охотника делают “оклад” (по белой тропе). Убедившись, что зверь остался в “окладе”, устраивают загон, в котором участвует вся группа охотников.

В том случае, если раненное животное не “добрано”, охота прекращается, а лицензия закрывается.

Не допускаются никакие споры, кто добыл дичь. У нас и в международной практике принято считать, что копытную дичь отстрелял тот охотник, который первый произвел эффективный выстрел, а зайца, утку и т.д. — тот, после выстрела которого животное перестало активно двигаться.

При охоте двух-трех охотников с одной подружейной собакой, во избежание одновременных выстрелов и порчи в связи с этим дичи, охотники оговаривают, кто стреляет первым. По птице, вылетевшей вправо или влево от владельца собаки, право выстрела принадлежит охотнику, идущему соответственно справа или слева.

Охота — это собирательное понятие, включающее в себя бесконечные беседы и обсуждения, подготовку боеприпасов и снаряжения, непосредственный выезд на охоту, обработку добытой дичи и, конечно, оценку результатов. И все это доставляет удовольствие в том случае, если в охотничьей среде сохраняются дружеские отношения.

На охоте, и в особенности на коллективной, важна коммуникабельность охотников. Встречаются, правда не часто, “товарищи”, у которых ружье самопроизвольно стреляет в самый неподходящий момент; их самодовольство и неуместные реплики вызывают у окружающих только раздражение. Общение с такими “товарищами” целесообразно свести к минимуму.

Открытие охоты, а утиной особенно, для большинства охотников долгожданный праздник, возможность на время уйти от повседневных забот и проблем. Это отдых, как правило, в мужской компании. Охотники накануне разбивают лагерь, рубят дрова и готовят место для костра, ставят палатки, занимаются приготовлением ужина. Здесь необходимо участие каждого члена коллектива. Ждать, когда кто-то за тебя обустроит лагерь и приготовит пищу, а это будет сделано обязательно, не корректно по отношению к товарищам.

Охотничья этика исключает чрезмерное употребление охотниками каких-либо алкогольных напитков как перед охотой, так и во время нее, да и злоупотребление ими в любое другое время никогда не украшает охотника. Нетрезвый человек с ружьем опасен для окружающих.

Неэтично на привале оставлять консервные банки, бумагу и пр. Весь этот мусор следует собрать и закопать в землю.

Соблюдение этикета и обычаев, принятых в охотничьей среде, придает охоте особую прелесть.


Комментарии

 

Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум