Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум

Международные конвенции об охране дикой природы

История международного природоохранного права начинается с подписания в Лондоне в 1900 году конвенции об охране дикой природы. К настоящему времени список действующих международных конвенций, затрагивающий вопросы охраны дикой природы, весьма велик. Он включает более десяти глобальных и региональных конвенций и многосторонних соглашений, не считая многочисленных двухсторонних соглашений между отдельными странами. Россия на сегодняшний день участвует в четырех глобальных конвенциях — «О международной торговле видами дикой фауны и флоры», «Об охране водно-болотных угодий…», «Об охране Всемирного природного и культурного наследия» и «О сохранении биологического разнообразия». В первых трех Российская Федерация выступает как правопреемник СССР, последняя подписана Россией уже после распада СССР. У России также существуют международные обязательства, касающиеся охраны дикой природы, вытекающие из двухсторонних договоров и региональных соглашений («Об охране белого медведя», «Антарктический договор», «Конвенция об охране китов», «Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры»). Основными принципами международного права в области охраны природы является признание суверенитета каждой отдельной страны над ее природными ресурсами, включая живую природу, с одной стороны, и представление о «природе без границ», с другой. Поскольку распределение каждого вида в пространстве не зависит от государственных границ, рациональное использование ресурсов дикой природы и эффективная ее охрана невозможны без сотрудничества многих стран. Любое международное соглашение является компромиссом между этими положениями.

В чем смысл международных конвенций, коль скоро пользование природными ресурсами и их охрана являются суверенным правом каждой страны-участника? Прежде всего,— это формулирование общих приоритетов и целей в природоохранной деятельности, определение единого для всего региона, охваченного соглашением, списка наиболее уязвимых видов или экосистем, унификация мер охраны и, насколько это возможно, природоохранного законодательства. Последнее особенно важно для стран с федеральным устройством, где осуществление конкретных природоохранных мероприятий находится в компетенции субъектов федерации, а подписание международных соглашений — исключительное право федерального правительства. Участие в международной конвенции, таким образом, позволяет федеральному правительству унифицировать природоохранное законодательство на территории страны, обеспечить большую согласованность действий между регионами.

Внесение какого-либо вида в международный список уязвимых или исчезающих повышает его «общественный статус» внутри страны, накладывает определенные моральные обязательства на те страны, где этот вид еще сохранился.

В значительной мере позиция страны в отношении международных договоров определяется состоянием общественного мнения внутри страны и наличием сильного природоохранного движения, способного стимулировать свое правительство к участию в таких соглашениях и их соблюдению.

Общественные охотничьи организации России и, прежде всего, ассоциация «Росохотрыболовсоюз» ведут активную работу по охране охотничьих животных, обеспечивают возможность каждому охотнику участвовать в деятельности организаций, непосредственно вносить свой вклад в сохранение фауны, в формирование общественного мнения в защиту зверей и птиц, численность которых оказалась на грани исчезновения.

Центральный совет ассоциации «Росохотрыболовсо-юз» по своей инициативе разработал и предложил в свое время проект Закона «Об охоте», «Концепцию развития охотничьего хозяйства России», «Координационный план по охране и воспроизводству животного мира», две государственные программы: по сохранению ресурсов диких копытных животных и по охране и регулированию использования миграционных видов водоплавающих птиц.

Подписанию и вступлению в силу любой конвенции предшествует длительная подготовительная работа, занимающая иногда многие годы. Обычно эта работа проводится под эгидой какой-либо международной организации, которая в дальнейшем берет на себя функции или создает при себе координационный орган конвенции (бюро, секретариат и т. п.). Для конвенции «Об охране всемирного наследия» такой организацией была ЮНЕСКО, для Рамсар-ской конвенции — Международный союз по охране природы и природных ресурсов (МСОП), Бернская конвенция готовилась под эгидой Совета Европы. Обязанности секретариата оговариваются в тексте конвенции. Обычно в его задачи входят ведение кадастра охраняемых объектов, сбор сведений об их состоянии в разных странах, обмен информацией между странами-участниками (в том числе публикация бюллетеней, информационных писем, иногда — журналов) и подготовка Конференций сторон. Конференция сторон — высший орган в рамках каждой конвенции, в ее компетенции (специально оговоренной в каждой конвенции) — внесение поправок в текст основного документа, принятие дополнительных протоколов и т. д.

Поскольку возможности контроля международного сообщества за соблюдением требований природоохранных конвенций и влияния его на природоохранную политику стран-участников весьма ограничены в силу представлений о государственном суверенитете, наиболее действенным инструментом природоохранной политики являются фонды международных конвенций. Первый такой фонд был создан в рамках конвенции «Об охране природного и культурного наследия для оказания финансовой поддержки сохранению объектов, внесенных в Список». Два года назад был создан фонд Рамсарской конвенции. Фонд призван обеспечивать финансирование мероприятий по улучшению режима использования угодий, внесенных в Список, выявления и оформления новых объектов, просветительскую деятельность.

Наиболее многообещающей выглядит перспектива создания фонда в рамках конвенции «Об охране биологического разнообразия».

Принято различать глобальные и региональные конвенции. Глобальные конвенции открыты для подписания или присоединения любого государства и охватывают всю территорию земного шара. К ним относятся Рамсарская конвенция (Приложение IV), Конвенция об охране биоразнообразия (Приложение V) и др. Региональные конвенции объединяют страны по территориальному принципу. Действие их может охватывать как целое полушарие (Конвенция об охране дикой природы западного полушария, 1940), так и относительно небольшие регионы (Средиземноморье, Карибский бассейн). Из региональных конвенций наибольший интерес представляет Конвенция об охране дикой природы и естественных местообитаний в Европе (Берн, 1979). Охрана дикой природы на одном из наиболее глубоко и давно преобразованных человеком континентов требует от европейских стран проведения достаточно жест кой и скоординированной политики. Бернская конвенция предъявляет наиболее высокие требования к правительствам участвующих стран. Кроме того, на базе конвенции в рамках ЕС разработано большое количество дополнительных документов, направленных на координацию природоохранной деятельности. Разработанная в рамках ЕС, Бернекая конвенция открыта для присоединения других стран по приглашению Комитета министров. Среди европейских стран Россия занимает особое место: многие виды зверей и птиц, находящиеся под угрозой исчезновения в Европе и включенные, в частности, в Приложения к Бернской конвенции, на территории европейской части РФ обычны и даже многочисленны (песец, бурый медведь, выдра, выпь, коростель и многие другие). С одной стороны, это служит препятствием для присоединения к конвенции, поскольку сохранение многих видов не требует пока столь жестких мер, как предусмотренные для стран Центральной и Западной Европы. Ряд видов, находящихся в Западной Европе под строгой охраной, в России являются охотничьими. С другой стороны, благополучие европейских популяций многих видов напрямую зависит от их состояния в РФ, что в любом случае накладывает на нашу страну большую моральную ответственность.

По отношению к объектам охраны все международные организации можно разделить на две группы: направленные на охрану определенных территорий или сохранение видов вне зависимости от места обитания. К первой группе относятся две глобальные конвенции — «Об охране водно-болотных угодий» и «Об охране всемирного наследия». Действие конвенций распространяется на объекты, включенные в международные списки по представлению стран-участников на основании критериев, принятых Конференцией сторон. Внесение объекта в список никоим образом не нарушает суверенных прав государства на владение этой территорией, но накладывает обязательства по сохранению объекта, а также позволяет прибегать к международной помощи (включая финансовую) для его поддержания. Последнее может служить серьезным стимулом для выявления и представления новых территорий. В настоящее время на территории РФ находится 35 объектов, включенных в Список водно-болотных угодий всемирного значения.


Комментарии

 

Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум