Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум

Понятие о воспитании и дрессировке охотничьих собак

Под воспитанием и дрессировкой собак понимается приучение их выполнять какие-либо определенные действия по сигналам дрессировщика.

Научной основой методики воспитания и дрессировки собак является учение академика И. П. Павлова о высшей нервной деятельности (поведении) животных.

В свете этого учения воспитание и дрессировка представляют собой процесс выработки условных рефлексов или установление временных связей в коре больших полушарий головного мозга собаки.

Все действия собаки представляют собой сложные безусловные и условные рефлексы. Безусловные рефлексы, иначе называемые инстинктами, являются врожденными. К ним у собаки относятся: ориентировочный, пищевой, оборонительный, половой, родительский и другие инстинкты.

Условные рефлексы также представляют собой сложные действия собаки, но в отличие от безусловных рефлексов они являются не врожденными, а приобретенными, т. е. выработанными собакой в процессе ее жизни.

Действия собаки, выработанные в процессе ее жизни и закрепленные многократными повторениями, называются навыками.

Навыки у собаки могут вырабатываться самостоятельно, без участия человека и с его участием.

Навык, выработанный у собаки в процессе дрессировки, принято называть приемом.

Следовательно, воспитание и дрессировка представляют собой выработку у собаки навыков или приемов.

Рефлексы проявляются у собаки при наличии соответствующих раздражителей.

Раздражителями называются любые воздействия внешней и внутренней среды, которые вызывают у организма ответное действие.

Раздражители подразделяются на безусловные и условные.

Безусловные раздражители своим воздействием вызывают у собаки проявление безусловных рефлексов, или инстинктов. Так, например, каждый новый для собаки раздражитель — звук, запах или вид предмета — вызывает у нее проявление ориентировочного рефлекса в виде прислушивания, принюхивания или всматривания.

Раздражитель, физически воздействующий на организм собаки и приводящий к болевому ощущению, вызывает у нее проявление оборонительного рефлекса, т. е. действий, направленных к самозащите в активной форме (в виде нападения) или в пассивной (в спасании бегством).

Раздражитель внутренней сферы организма, например кровь, лишенная питательных веществ (голод), воздействуя на организм собаки, вызывает у нее проявление пищевого рефлекса.

Гормон, выделяемый половыми железами, вызывает проявление полового инстинкта и т. д.

Условные раздражители своим воздействием вызывают у собаки проявление условных рефлексов (навыков), ранее выработанных ею в процессе своей жизни.

Условными раздражителями в процессе дрессировки будут являться различные сигналы дрессировщика, на которые у собаки вырабатываются навыки.
Чтобы выработать у собаки какой-либо навык (прием), необходимо сначала подать сигнал (условный раздражитель), затем безусловный раздражитель, который вызывает у собаки требуемое действие. Путем повторений у собаки вырабатывается сложный условный рефлекс — производить или прекращать какое-либо действие по одному сигналу (условному раздражителю).

Следовательно, воспитание и дрессировка основаны на образовании у собаки условных рефлексов.

Быстрота образования условных рефлексов зависит от ряда причин, главным образом от типа нервной системы, возраста, условий содержания и т. д.
В молодом возрасте, примерно от шести месяцев до двух лет, образование необходимых навыков у собаки проходит быстрее, чем в старшем возрасте.
Выработка навыков у собаки ускоряется, когда она содержится около человека, близко и часто общается с ним.


Комментарии

 

Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум